Какой закон о закупках у автономных учреждениях
Какой закон о закупках у автономных учреждениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Какой закон о закупках у автономных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Размещение автономным учреждением на официальном сайте сведений о закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик — автономное учреждение может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если их стоимость не превышает 100 000 руб.
Имеет ли право автономное учреждение проводить отдельные виды закупок по 44-ФЗ?
В общем случае автономные учреждения, бюджетные учреждения, а также МУПы и ГУПы вправе закупать по 223-ФЗ.
Как правило, информация в положениях дублирует текст закона. Закупки по 223-ФЗ проще в плане требований к процедурам и порядка проведения. Они не так контролируются со стороны государства. К примеру, нет необходимости обосновывать торги либо максимальную цену контракта.
Удобное планирование закупок – план закупок составляется сроком на 1 год (по общему правилу), может быть изменен в любой момент и по любой причине. Отсутствует обязанность обосновывать начальную (максимальную) цену договора.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Здравоохранение» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Правильный выбор. Особенности осуществления закупок автономными учреждениями
Фонды вообще не подпадают ни под действие Закона о контрактной системе, ни под действие Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Причина многообразия способов закупки в следующем: любая детализация, в том числе указание на конкретного заказчика, орфографическая ошибка или замена строчных букв прописными порождают новый «иной» способ.
Block03: Блок с заголовком, текстом (нормальным/маленьким), одним фото с обтеканием, набором ссылок и кнопкой.
Как проводят закупки автономные учреждения
Обратите внимание, что АУ, заключающие контракты с авансом, должны руководствоваться нормативно-правовыми актами для получателей средств соответствующего бюджета.
В связи с этим ведомство полагает: для повышения прозрачности закупок и доступности участия в них необходимо четко разделить в Законе № 223-ФЗ способы закупок на конкурентные и неконкурентные.
Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Статья 2.
Анастасия Игоревна, я с Вами полностью согласна я так же как и вы рассудила, НО специалисты ОМС считают сто средства ОМС это государственные деньги и мы их должны расходовать по 44 фз.Как мне им еще оргументировать что по 223 мы работаем?
Что касается способов закупок, Федеральным законом № 223-ФЗ установлено, что автономное учреждение вправе проводить открытый конкурс и аукцион, однако, Положение о закупках может содержать и иные способы. Также, как в Положении о закупках может быть установлен и объем финансовых средств, регламентирующий выбор способа проведения закупки, и срок подачи документов при проведении закупок.
Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений.
Данное положение, в соответствии с ч. 2. ст. 2, должно содержать требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупок, способы закупок, порядок заключения и исполнения договоров и т.д.
В случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.
Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 № Д28-317).
Это позволит снизить риск поставки некачественных лекарственных средств, и получить именно тот товар, который устраивает заказчика.
Возможность использования автономными учреждениями при госзакупках как Закона № 223-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ, бесспорно, положительный момент. Однако порой при участии в госзакупках такие компании теряют ориентацию в обилии законодательных и нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность, и не могут сделать правильный выбор: чем руководствоваться в том или ином случае?Исключение составляют те случаи, когда автономное учреждение обязано руководствоваться Законом № 44-ФЗ , перечисленным в ч. 5 и 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Необходимо обратить внимание, что если речь идет о других субсидиях, то у такого рода организаций существует право проведения торгов в рамках 223-ФЗ.
Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ
Обращаем внимание, что такая организация имеет право не размещать в ЕИС информацию о торгах, цена которых не более 500 000 рублей, если выручка заказчика за финансовый год составила более 5 млрд рублей.
Однако ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ расширен выбор заказчика в отношении способа закупки товаров, работ, услуг: положением о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Напомним, что предыдущая версия проекта предполагала ограничение количества способов для всех заказчиков.
Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Статья 10.
Например, Федеральный закон №223-ФЗ устанавливает, что деятельности автономного учреждения в сфере организации и проведения закупок для его нужд регламентируется Положением о закупках, которое утверждается наблюдательным советом автономного учреждения.
Чтобы работать по Закону о контрактной системе, учреждение регистрируется в ЕИС в порядке, который установлен для госзаказчиков (письмо Казначейства России от 31 марта 2015 № 05-07-09/10).
Источник: https://dagfest.ru/yekonomika/9369-kakoy-zakon-o-zakupkakh-u-avtonomnykh-uchrezhdeniyakh.html
Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями
44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги.
Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица.
Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.
В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.
Что регулирует статья 15 44-ФЗ
Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
- иные категории юридических лиц.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.
Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями
Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.
В ч. 2 ст. 15 44-ФЗ указаны случаи, когда бюджетные учреждения вправе закупаться по нормам 44-ФЗ, но также могут перейти на применение более лояльного ФЗ-223. Для того чтобы применять нормы 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить до конца года Положение о закупках и разместить его в ЕИС.
Такое Положение будет распространяться только на закупки:
- За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
- Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
- В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).
Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:
- Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
- Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
- Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
- Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
- Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
- Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
- Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
- Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.
Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.
Если закупки бюджетного учреждения финансируются частично на бюджетные средства, а частично – из внебюджетных источников, то оно обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ.
На это в своих разъясняющих письмах неоднократно указывало Минэкономразвития, хотя в 44-ФЗ на данное требование прямо не указано (например, письмо от 2014 года №Д28и-2261, от 2016 года №Д28и-545).
При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.
Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами
Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.
Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.
При закупках по 44-ФЗ по указанному правовому основанию заказчики не обязаны соблюдать требования к государственному контракту, перечисленные в ст. 34 44-ФЗ, осуществлять экспертизу контракта, соблюдать порядок приемки работ, готовить отчетность по результатам исполнения контракта. Также на договоры, заключенные по нормам ч. 4 ст.
15 44-ФЗ, не распространяются ограничения в части условий изменения госконтракта или его расторжения.
В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности.
Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр.Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ.
Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ).
При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов.
Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.
По п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление инвестиций юрлицам, которые не имеют статуса государственного или муниципального унитарного предприятия, должно повлечь за собой получение права собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала данных юрлиц.
С учетом данного условия под действие ч. 5 ст. 15 44-ФЗ подпадают не все юрлица, а только те, которые имеют форму акционерного или общества с ограниченной ответственностью.
Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:
- определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
- исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.
Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.
На основании ч. 6 ст.
15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.
Исходя из п. 4 ст.
79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.
Изменения в статье 15 44-ФЗ
В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.
В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).
В частности, при подписании таких контрактов не применяются ограничения в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов по ст.
28, 29 44-ФЗ, не могут вводить ограничения по участию в закупке только представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ, требовать внесения обеспечения в повышенном размере в рамках антидемпинговых мероприятий и пр.
Например, в ч. 4 ст.
5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок.
В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-15.html
Какой закон о закупках у автономных учреждениях — Правовая помощь
С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону № 223-ФЗ от 18.
07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.
На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.
Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.
Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности. В настоящее время ст.
15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС).
При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ.
Как начать работать по закону №223-ФЗ?
Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.
На портале госзакупок у бюджетного учреждения, желающего осуществлять закупки по двум законам, должны быть зарегистрированы два личных кабинета — по закону №44-ФЗ и по закону №223-ФЗ.
Для второго кабинета понадобится новая электронная подпись, которую необходимо будет приобрести за свой счет, потому что Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи только для регистрации кабинета по закону №44-ФЗ.
Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на портале госзакупок информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Различия между режимами закупок
Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг.
по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством.
С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.
Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть.Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года.
При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.
По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:
- выполнение государственных программ и муниципальных программ;
- выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
- выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.
Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.
И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы.
При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием.
Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.
Различия в способах осуществления закупок
По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика.
И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно.
Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.
Изменение контракта по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ
В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика.
А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг.
В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на портале госзакупок.
Закупки по смешанному финансированию
Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится.
В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части.
Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.
Ольга Покидова, менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании «СКБ Контур»
Попробуйте демо-версию бесплатно!
Источник: https://kontur.ru/articles/774
Закупки основных средств: каким законом руководствоваться?
Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст.
15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.
Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).
Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч.
1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.
2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.
Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшениинедвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.
Проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ
Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.
Первый из них – расширение понятия «капвложения в объекты государственной собственности». Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 № 28-ПП [1] установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:
- возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- приобретение объектов недвижимого имущества.
Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44‑ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.
Второй путь, который избрали некоторые регионы, – распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений.
Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона № 223‑ФЗ, такая практика уже существовала.
В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан [2] и Пермский край [3] , посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом № 94‑ФЗ [4].
Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.2012 № 1060 [5] автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом № 94‑ФЗ (в настоящее время – Законом № 44‑ФЗ).
В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника.
А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.
Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается.
Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях – как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.
Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе.
Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы.
Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте.
Ссылки:
[1] «Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП».[2] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан» (утратило силу).Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/115/zakupki_osnovnyh_sredstv_kakim_zakonom_rukovodstvovatca
Источник: https://pravopomoshh.ru/kakoj-zakon-o-zakupkah-u-avtonomnyh-uchrezhdenijah.html
Какой закон о закупках у автономных учреждениях | Юрист-Арт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Какой закон о закупках у автономных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.
Размещение автономным учреждением на официальном сайте сведений о закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик — автономное учреждение может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если их стоимость не превышает 100 000 руб.
Министерство экономического развития российской федерации
В общем случае автономные учреждения, бюджетные учреждения, а также МУПы и ГУПы вправе закупать по 223-ФЗ.
Как правило, информация в положениях дублирует текст закона.
Закупки по 223-ФЗ проще в плане требований к процедурам и порядка проведения. Они не так контролируются со стороны государства.
К примеру, нет необходимости обосновывать торги либо максимальную цену контракта.Можно вносить изменения в проект договора уже после выбора победителя, и в уже заключенный договор: продлить сроки, увеличить объем, изменить порядок оплаты и пр.
Настоящий сайт не является средством массовой информации.
В качестве печатного СМИ журнал «Здравоохранение» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Предполагалось, что перевод автономных учреждений на 44-ФЗ произойдет в 2017 году, однако этого не случилось. Законопроект так и не внесли в Государственную Думу на рассмотрение. Однако можно предположить, что, когда это случится, переход автономных учреждений на 44-ФЗ будет осуществляться аналогично тому, как это происходило с государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Фонды вообще не подпадают ни под действие Закона о контрактной системе, ни под действие Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
Как видим, ряд АУ стремятся отразить особенности закупки в ее названии и в результате возникает «новый» способ. Причем многообразие как раз и обеспечивают четыре основных варианта, названных выше. Выборочный анализ показал, что производными от способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» автономные учреждения не злоупотребляют.
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Обратите внимание, что АУ, заключающие контракты с авансом, должны руководствоваться нормативно-правовыми актами для получателей средств соответствующего бюджета.
Развивая тезис о том, что под «иные» способы зачастую маскируется закупка у единственного поставщика, Минэкономразвития делает вывод о низкой конкурентности закупок. Правда, авторы доклада признают, что некоторые заказчики относят ряд «иных» способов (запрос цен, запрос предложений, запрос котировок, редукцион) к конкурентным.Как и в прошлом году, министерство ориентировалось прежде всего на госкомпании и иных заказчиков, осуществляющих масштабную закупочную деятельность, и не выделяло автономные учреждения в отдельную группу. Более того, акцент сейчас еще сильнее сместился на крупнейших заказчиков, работа которых подвергается дополнительному законодательному регулированию (что и нашло отражение в докладе).
Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности Статья 49.
223-фз или 44-фз?
Каким законом необходимо руководствоваться автономным учреждениям при разработке положения о закупках ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».
Наиболее жесткие требования закона касаются вопросов информационного обеспечения проведения закупок для нужд автономных учреждений.
Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений.
Наиболее жесткие требования закона касаются вопросов информационного обеспечения проведения закупок для нужд автономных учреждений.
Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономное учреждение, утвердившее положение о закупке, должно руководствоваться им при осуществлении закупок.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Заказчик вправе указать конкретный товарный знак, и отклонить заявки, в которых предложен другой товар (с учетом ограничений, установленных антимонопольным законодательством).
Возможность использования автономными учреждениями при госзакупках как Закона № 223-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ, бесспорно, положительный момент. Однако порой при участии в госзакупках такие компании теряют ориентацию в обилии законодательных и нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность, и не могут сделать правильный выбор: чем руководствоваться в том или ином случае?Также необходимо отметить, что даже если автономное учреждение не разместило бы на официальном сайте положение о закупке, оно в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами Путеводитель по контрактной системе.
Обратимся к закупкам, которые проводят автономные учреждения в рамках 223-ФЗ. Чтобы провести публичную процедуру, заказчик обязан разработать и утвердить документ, который будет описывать всю закупочную деятельность организации — Положение о закупках. Оно утверждается наблюдательным советом.
Согласование положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд организаций, подпадающих под действие Закона № 223-Ф3, не отнесено к полномочиям Минэкономразвития России, которые регламентированы Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N° 437.
При этом планируется, что заказчики сохранят право включать в положение о закупке конкурентные (конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок), иные конкурентные, а также неконкурентные способы.
Источник: https://zip-stroy.ru/chastnoe-pravo/9232-kakoy-zakon-o-zakupkakh-u-avtonomnykh-uchrezhdeniyakh.html