Органы мсу кратко
Органы местного самоуправления и их виды. Модели организации местной власти
Ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольно-счетный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума.
Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.
При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
решения о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан):
- структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
- порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона).
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Модели организации местной власти
Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением.
Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации.
Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа.
Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа.
Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках.
В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.
Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.
Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.
Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.
Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.
Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов.
Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.
Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-mestnogo-samoupravleniya-i-ich-vidi-modeli-organizatsii-mestnoy-vlasti
МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ
Авторы: В. Е. Чиркин
МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
М. с. осуществляется непосредственно (местный референдум) или через избранные народом органы (мэра и др.). Оно неразрывно связано с адм. делением территории государства и с территориальными публичными коллективами людей, сложившимися в адм.-терр. границах (в населённых пунктах, районах и т. д.).
Территориальные публичные коллективы в муниципальных и региональных образованиях (если последние создаются для М. с., а не являются только адм.-терр. единицами с назначаемыми сверху должностными лицами) – самостоят.
публично-правовые образования, которые имеют свою собственность, принимают свой бюджет, сами регулируют вопросы своей местной жизни в пределах, установленных законами государства (а также субъектов федераций в федерациях). Органы М. с. не входят в систему органов гос. власти.
Но они не изолированы от органов государства – имеют с ними общие задачи, выполняют акты, изданные органами государства (субъектов федерации); органы государства оказывают помощь (в т. ч. материальную) органам М. с.
и могут поручить им выполнение некоторых своих полномочий с передачей необходимых для этого материальных средств. Система М. с. – один из гл. факторов социальной стабильности государства.
В зарубежных странах
различается муниципальное и региональное М. с. Муниципальное самоуправление существует в таких единицах, которые не делятся на др. муниципальные образования (обычно это небольшие населённые пункты, но иногда и большие города, напр. Марсель во Франции или Нью-Йорк в США).
Региональное самоуправление существует в крупных единицах, включающих в свой состав неск. небольших муниципальных образований низового и иногда даже ср. звена (напр., режьоны во Франции, включающие департаменты, которые состоят из коммун). Соответственно этому в зарубежных странах существует неск.
систем местного самоуправления.
В англосаксонской системе (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) жители малых поселений (общин, приходов обычно с населением менее 150 чел.) решают местные вопросы на собраниях, где вправе голосовать лица, имеющие избират. права.
Для решения текущих дел собрание избирает старосту (существуют разные названия). В др. адм.-терр. единицах избирается совет и по решению населения мэр или небольшой коллегиальный исполнит. орган.
Возможен наёмный управляющий, оплачиваемый советом.
В романо-герм. системе (некоторые страны континентальной Европы) на низовом уровне в территориальных коллективах (напр., в коммунах во Франции) избираются совет и мэр. Мэр затем утверждается обычно министром внутр. дел, и как гос. служащий он решает вопросы гос.
значения, возникающие в коммуне. Но по существу мэр – глава М. с. В вышестоящих территориальных коллективах (департаменты, режьоны) вопросами гос. значения занимаются чиновники, префекты, назначаемые правительством, а местные вопросы решают выборные советы и их выборный исполнит.
орган – председатель совета.
В лат.-амер. системе население в муниципиях (есть иные названия) отдельно избирает совет и префекта (регидора и др.), но затем префект по должности становится председателем совета и назначается правительством (министром внутр. дел) – представителем государства в муниципии, т. е. гос. чиновником, обладающим большой властью.В некоторых араб. странах (Египет, Сирия и др.) есть избираемые советы, в странах мусульм. фундаментализма совет заменяет совещат. орган мусульм. уммы при монархе – аш-шура, но в некоторых городах (в частности, в городах Сауд. Аравии) созданы частично выборные, частично назначаемые советы.
В россии
правовые основы действующего М. с. установлены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003). Детально М. с. регулируется законами субъектов Федерации. М. с. в РФ обеспечивает самостоят.
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в гор., сельских поселениях и на др. территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов М. с. определяется населением самостоятельно. Органы М. с.
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану обществ. порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы М. с. могут наделяться законом отд. гос.
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором в соответствии с законодательством регулируются система и деятельность его органов М. с. Законодательство определяет территориальные основы М. с. Экономич. основу М. с.
составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имуществ. права муниципальных образований.
В собственности муниципальных образований может также находиться имущество, переданное субъектом РФ или Федерацией для выполнения некоторых полномочий гос. органов, имущество, переданное для обеспечения деятельности М. с. (адм.
здания, транспортные средства), некоторые автомобильные дороги, мосты и др., имущество, переданное для обеспечения водоснабжения, электроснабжения и др. Муниципальные образования могут создавать свои предприятия и учреждения, получать от них доходы.Местный бюджет формируется за счёт некоторых местных налогов, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, штрафов и т. д., самообложения населения (оно возможно в определённых размерах в соответствии с законом). В России экономич. основа М. с.
слабая, не более 3–5% муниципальных образований (оценка) могут самостоятельно обеспечить необходимые расходы, остальные живут на дотации и субвенции Федерации и субъектов РФ (в зарубежных странах, даже в наиболее развитых, муниципальные образования тоже получают 40–60% средств от государства).
Муниципальные образования и их органы не подчинены друг другу по вертикали. В пределах закона муниципальные образования автономны и самостоятельно решают свои местные вопросы.
Структура органов местного самоуправления в РФ
М. с. в Рос. Федерации осуществляется представит. органом М. с., главой муниципальной администрации, местной администрацией (исполнительно-распорядит. органом), контрольным органом, иными органами, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собств.
решающими полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представит. органа, главы местной администрации и исполнительно-распорядит. органа обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, где, напр., полномочия представит. органа осуществляет сход граждан).
Представительный орган (муниципальное собрание, совет и др.) формируется неодинаково в поселениях (городских и сельских) и муниципальных районах. В поселениях он состоит из депутатов, избираемых гражданами. В муниципальных районах представит.
орган также может избираться, а может состоять по должности из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных непрямыми выборами представит. органами поселений и из их числа. Закон определяет количество депутатов – 7–50 чел. (последнее – для крупных городов).
Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной (оплачиваемой) основе могут работать не более 10% депутатов. Депутаты, если они плохо выполняют свои обязанности и по др. причинам, могут быть досрочно отозваны избирателями путём голосования. Представит.
орган имеет права юридич. лица. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, обладающее собств. полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается непосредственно гражданами или представит.
органом муниципального образования из его состава (тот или иной способ выборов определяется законом соответствующего субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование).
На практике в большинстве муниципальных образований глава муниципальной администрации (мэр) избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит глава исполнит. органа. Представит. орган может назначить главой исполнит. органа по конкурсу управляющего (менеджера).Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с др. муниципальными образованиями, органами государства, гражданами; он подписывает документы, обнародует правовые акты муниципального образования, сам издаёт правовые акты. По некоторым вопросам (бюджет и др.
) только он может вносить проекты решений в представит. орган. Глава муниципального образования может прекратить свои полномочия по уважительным причинам (стойкая неспособность по состоянию здоровья и др.), в случае обвинит. приговора против него и др., он может быть уволен в отставку по указанным в законе причинам (преим.
неисполнение своих обязанностей) решением 2/3 состава представит. органа (с 2009). Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счётная палата, ревизионная комиссия и др.) может быть избран непосредственно гражданами или представит. органом.
Исполнительный орган муниципального образования может возглавлять мэр, иное назначенное должностное лицо, управляющий, назначенный по конкурсу. В муниципальном образовании существует своя муниципальная служба (всего 330 тыс. чел., в ср. 14 муниципальных служащих на одно муниципальное образование).
Муниципальные служащие должны быть вне партий и политич. деятельности. Органы государства и субъектов РФ осуществляют контроль в отношении М. с., но не с точки зрения целесообразности решаемых его органами вопросов на собств.
средства, а с позиций соблюдения законности и целевого расходования средств, предоставленных государством и субъектом РФ (если эти средства не являются дотациями). Представит. орган М. с.
может быть распущен Президентом РФ или главой субъекта РФ в случае принятия им противоправного нормативного правового акта, нарушающего Конституцию РФ, законы Рос. Федерации или субъекта РФ, если такой акт будет предварительно признан судом противоправным и если представит. орган не отменит его в установленный срок. По этой же причине глава муниципального образования может быть отрешён от должности. Органы и должностные лица М. с. несут ответственность перед гражданами. Депутаты и мэр могут быть досрочно отозваны избирателями. Муниципальные образования и их органы, признанные юридич. лицами, несут гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба физич. и юридич. лицам.
В соответствии с Конституцией РФ М. с. гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнит. расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления.
Источник: https://bigenc.ru/law/text/2206966
Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие
Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.
Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.
Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Структура
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган;
- определяется, кто будет главой;
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.
Состав представительного органа:
- председатель, заместители;
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным анием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Глава
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.
Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.
В компетенцию главы входит несколько направлений:
- представительство;
- нормотворчество;
- контроль.
Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.
Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.
Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера;
- собрания;
- выборы;
- ание;
- слушания;
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Полномочия МСУ
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
- следить за порядком;
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
- распоряжаться собственностью муниципалитета;
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
- утверждение бюджета;
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.
Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya-eto-kakie-organy.html
Что такое органы местного самоуправления и их полномочия
Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.
Что такое органы местного самоуправления?
Основные моменты местного самоуправления
Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.
Осуществляется в следующих территориальных единицах:
- село или район;
- город либо городской квартал.
Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.
ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление
Муниципальные объединения
РФ состоит из следующих субъектов:
- республики;
- области, включая автономные;
- края;
- города государственного значения.
Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.
Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.
Местное самоуправление — представительная реализация народовластия
Особенности органов местного управления
Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.
Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:
- представительная организация;
- контролирующая инстанция;
- руководящее лицо;
- местная администрация;
- прочие органы с автономными правомочиями.
Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.
Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ
Идея создания
Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.
Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.
В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.
Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления
№1 | Касается видов прямого волеизъявления: |
№2 | Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны: |
Круг решаемых вопросов
Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.
Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.
Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения
Круг рассматриваемых вопросов:
- создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
- забота об общественном порядке;
- учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
- распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
- строительство дорожных полотен;
- налаживание коммунальных услуг;
- благоустройство территориальных единиц.
Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.
Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:
- трещины в стенах построек;
- отключение воды вне графика;
- нехватка игровых площадок для детей;
- незакрытые люки;
- накопившийся в больших количествах мусор.
Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.
Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти
Устав органов местного самоуправления
Этим документом устанавливаются следующие позиции:
- полномочия участников;
- порядок учреждения общества;
- подконтрольность инстанций;
- вопросы, касающиеся функционирования организации.
Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.
Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.
Объекты собственности и денежные средства
Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:
- жилой фонд;
- земли;
- не приватизированные квартиры и дома;
- торговые и культурные организации;
- здания образовательных и здравоохранительных учреждений.
Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.
Прибыль поступает из следующих источников:
- средства от сдачи имущества в аренду;
- штрафы;
- пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
- налоги;
- дотации.
Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.
Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией
Круг предоставленных полномочий
Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.
Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.
Основные моменты:
- Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
- Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
- Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
- Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
- Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
- Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.
Нормативные документы действительны сразу после обнародования.
Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное
Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:
- управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
- инспектирование деятельности муниципальных объединений;
- установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.
Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.
Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:
- Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
- Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.
Последний повсеместно представлен на территории РФ.
Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований
Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.
Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки
Локальная администрация | 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения. 2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа. 4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек. |
Представительный орган | 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа. 2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного ания. 3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов. 4. Численный состав определяется Уставом. 5. Вопросы решаются коллегиально. 6. В компетенции находятся: |
Глава | 1. Считается высшим должностным лицом.2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией. 3. Эта должность подконтрольна населению. 4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции. |
Контрольный орган | 1. Учреждается Уставом. 2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата. 4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ. |
Административная структура формируется представительным органом
Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.
— Местное самоуправление
Источник: https://yr-expert.com/chto-takoe-organy-mestnogo-samoupravleniya/