Основные правила транскрибирования русского языка

Содержание

Основные правила транскрибирования русского языка

Основные правила транскрибирования русского языка

Гражданское процессуальное правоОсновные правила транскрибирования русского языка

Умение анализировать слово с точки зрения его произношения поможет школьнику понять случаи несоответствия того, что мы слышим, тому, что мы пишем, поможет систематизировать знания о фонетике и орфографии в частности, о принципах орфографии , научит правильно произносить и правильно писать слова.

Наиболее распространённым видом такого анализа является фонетический разбор, для которого необходимы сведения о звуках речи. Фонетический разбор начинается с правильной записи слова, деления его на слоги, постановки ударения. Затем нужно записать слово так, как оно звучит, то есть сделать его транскрипцию.

Чтобы не ошибиться, нужно произносить слово вслух, обращая внимание на то, как оно и помнить основные правила:.

С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию под ударение , рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Транскрипция слова. Фонетический разбор слова
  • Фонетическая транскрипция
  • Транскрипция. Фонетическая транскрипция и ее компоненты
  • Основные правила транскрипции
  • Основные правила транскрибирования

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фонетика- Русский язык

Транскрипция слова. Фонетический разбор слова

В русском алфавите 33 буквы графемы , которые можно разделить на согласные и гласные. У каждой графемы есть своя звуковая форма , называемая фонема , у которой могут быть ещё другие варианты аллофоны.

Согласные возникают при помощи струи воздуха, который, проходя через ые связки, вызывает их колебание, при котором образуется чистый звук тон.

Далее согласные делим на твердые и мягкие. В общем мы различаем 36 согласных фонем. Русское ударение свободное, подвижное. Может быть на любом слоге в слове, оно не постоянное и в одном слове может быть на разных слогах, напр.

Русское ударение сильное, динамическое, подударный гласный квалитативно и квантитативно намного сильнее, чем безударный, который произносится намного слабее. Ослабление безударных гласных называется редукцией и различаются 2 степени редукции.

Русские гласные по отношению к ударению можно разделить на:.

Таблица произношения русских гласных и их запись в транскрипции. Гласные после согласных:. Транскрипция некоторых согласных:. Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:. Практические упражнения по фонетике русского языка Ирина Гобзова, Педагогический факультет, Университет им. Масарика, Брно Пред. Урок 1: Основы фонетической транскрипции.

Упражнение 1. Теоретическая часть [1] Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, Практическая часть [1] Бархударова, Е. По-русски с хорошим произношением.

Практический курс звучащей речи. ISBN Москва : Наука, Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, Распределение гласных. Уровень выше. Первая часть: фонетическая система русского языка. Урок 2: Гласные.

Фонетическая транскрипция

Принципы русской транскрипции. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходится прибегать к специальному фонетическому письму , основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

два самых общих правила ее построения: 1. . В самом деле, если при обозначении звуков русского языка следовало бы каждый раз . Для обозначения основных звукотипов гласных используются буквы и, ы, е, э, а, о , у. Краткие.

В русском алфавите 33 буквы графемы , которые можно разделить на согласные и гласные. У каждой графемы есть своя звуковая форма , называемая фонема , у которой могут быть ещё другие варианты аллофоны.

Согласные возникают при помощи струи воздуха, который, проходя через ые связки, вызывает их колебание, при котором образуется чистый звук тон. Далее согласные делим на твердые и мягкие. В общем мы различаем 36 согласных фонем. Русское ударение свободное, подвижное.

Может быть на любом слоге в слове, оно не постоянное и в одном слове может быть на разных слогах, напр. Русское ударение сильное, динамическое, подударный гласный квалитативно и квантитативно намного сильнее, чем безударный, который произносится намного слабее.

Ослабление безударных гласных называется редукцией и различаются 2 степени редукции.

Русские гласные по отношению к ударению можно разделить на:.

Основные правила транскрибирования

.

.

Принципы русской транскрипции. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь, с добавлением или изменением.

.

.

.

.

Источник: https://blogma.ru/grazhdanskoe-protsessualnoe-pravo/osnovnie-pravila-transkribirovaniya-russkogo-yazika.php

Каковы правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников?

• Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш’] у[ш’]елье — ущелье, [ш’]етина — щетина. • Звуки [ш’], [й], [ч] всегда мягкие. Примечание. У звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается.

• Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые.

Исключения: мягкий [ж’] звучит в словах: жюри — [ж’]юри, Жюльен — [ж’]юльен, Жюль — [ж’]юль. • Буквы ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак) не обозначают звуки, т.е.

таких знаков в транскрипции для согласных нет: [разйом] — разъём, [тр’иэугол»ный] — треугольный. 6.

Запись гласных звуков • Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: и — [и] — [п’ир] пир, ы- [ы] — [пыл] пыл, у — [у] — [луч] луч, е -[э] — [л»эс] лес, о — [о] — [дом] дом, а- [а] — [сад] сад.

• Буквы е, ё, я, ю обозначают двойные звуки [йэ], [йо], [йа], [йу]: [йа]блоко — яблоко, водо[йо]м — водоём, [йу]г — юг, [йэ]ль — ель.

Для справки: Фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция и ее принципы. Состав ее знаков и правила их применения

Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Тип работы* Диплом МВА Магистерский диплом Дипломная работа (бакалавр/специалист) Дипломная работа (колледж/техникум) Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Часть дипломной работы Сопроводительные материалы к диплому Курсовая с практикой Курсовая теория Отчёт по практике Реферат Реферат для аспирантуры Контрольная работа Задачи Кейсы Статья Тест Чертежи Эссе Бизнес-план Вопросы к экзамену Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Поиск информации Презентация в PowerPoint Другое Далее Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и на обработку персональных данных.

Для обозначения звука [й] дан знак [j]: [jэ́л’], [мо́j].

9. Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [ ]. 2. Текст записывается так, как он произносится. 3.

Не употребляются прописные буквы. 4.

Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.

5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.

6. Внимание Применяются диакритические знаки (греч.

diakritikos — отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них.

Так, а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ́, побочное знаком гравис `; б) прямая черта над буквой указывает на долготу согласного – [ˉ]; в) мягкость согласного обозначается апострофом – [м’]; г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой – [ ] – [в л’э́с]; д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука – [į]. 7.

Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в транскрипции не используются, на их месте пишутся соответствующие произношению (слышимые) звуки: мяч [м’ач’], мяча [м’и9ч’а], яблоко [j аблъкъ], подъём [пАд j’6m], просторная [прАстбрнщ’ь].

8. После твердых согласных Ж, Ш, Ц в первом предуда- ренном слоге на месте буквы Е в транскрипции пишется знак [ьГ]: желать — [жьГлат’], цена — [цы9 на]. В остальных позициях безударный Е после твердых передается знаком [ъ]: желтова­тый [жълтАватый].

9. После Ж, Ш, Ц в ударном положении вместо положенного по орфографическим правилам И в транскрипции пишется про­износимый [ы]: цифра — [цыфръ], жил — [жыл], шил — [шыл].

Правила транскрибирования (произношения) согласных звуков: В потоке речи согласные подвергаются взаимному влиянию, в результате которого происходят процессы ассимиляции, дисси­миляции, стяжения, выпадения и т.д. Звонкие согласные в конце слова в русском языке оглушаются.

Правила чтения (произношения, транскрибирования) в русском языке

NB!

Исключения: в некоторых русских словах, в первую очередь в союзах, может произноситься безударное [э] – Чем больше, тем лучше: [чэм-боÛл’шы / т’эм-луÛтшы][8].

3. Ыканье. В русском языке, за редкими исключениями, невозможно безударное [э] в начале слова, после гласных или твердых согласных.

Буквы Е и Э в позиции без ударения читаются в этом случае как [ы], при этом в рамках морфемы могут возникать следующие чередования: [э@//ы]: ш[э@]сть – ш[ы]сти@; ц[э@]х – ц[ы]ха@; [о@//ы]: ж[о@]лтый – ж[ы]лте@ть; ш[о@]лк – NB! Исключения: безударное [э] в русском языке может сохраняться в следующих ситуациях: 1) в некоторых заимствованных словах — ало@[э], анда@нт[э], [э]квилибри@ст; 2) в аббревиатурах – ГО[э]ЛРО; ВДНХ – 4. Правило чтения «йотированных»[9] гласных Е, Ё, Ю, Я, И[10].В русском языке существует два способа прочтения так называемых «йотированных» гласных:

Правила фонетической транскрипции

2.

Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.

3. При транскрибировании используются все буквы рус­ского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ и и. Буква й иногда используется в школьном преподавании фо­нетики для обозначения особого согласного звука «йот», кото- 1213рый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л’эй] и др.

Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ja], [najy], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [i], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].

Источник: http://econsalting.ru/osnovnye-pravila-transkribirovanija-russkogo-jazyka-62471/

Правила фонетического разбора

Основные правила транскрибирования русского языка

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков.

Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры.

Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с'им'й'а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с'им'й'а  ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м'] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м'];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т'эн':ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.

    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл'].

  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м'ач'], мел → [м'эл].

  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р'эб'ина], пятно → [п'итно], весело → [в'эс'ила], корова → [карова].

  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й'а], ю → [й'у], е → [й'э], ё → [й'о] (под ударением) и я → [й'и], е → [й'и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.

  7. Буква и после ь обозначает звук [й'и].
    Ручьи → [руч'й'и].
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударениемаоиэууоаэы
без ударенияааииууоэ, иэ, иы
в начале словааоий'эуй'уй'ой'аэы
после гласныхаоий'эуй'уй'ой'аэы
после ь, ъаой'ий'эуй'уй'ой'аэы
после ж, ш, цыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ': [л'], [с'], [ч'] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й'], [ч'], [щ'].

    Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.

  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й'].

  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой'эст].

  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч'уства], солнце → [сонц'э].
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].

  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м'ил'ион], аллея → [ал'эй'а].

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з'д'элал].
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт'и], мягкий → [м'ах'к'ий']
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон'т'ик].
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан'ч'ик], сменщик → [см'эн'щ'ик].
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан'эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт'], уезжать → [уиж:ат'].
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а].
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв'озный'], лестница → [л'эс'н'ица].
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син'эва].
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ']:
    счастливый → [щ'асливый'], извозчик → [извощ'ик], перебежчик → [п'ир'иб'эщ'ик].

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему.

Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и].

По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

phoneticonline.ru — фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

Источник: http://phoneticonline.ru/pravila.html

Что такое транскрипция в русском языке – определение, примеры

Основные правила транскрибирования русского языка

Фонетическая транскрипция определяется несколькими способами:

  1. Совокупность знаков и условий их сочетаемости, назначение которых заключается в записывании произносительных норм.
  2. Транскрипцией также является начертание отдельного слова или выражения в соответствии с транскрипционными правилами.

Требуется разграничение между двумя базовыми понятиями: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Цель транскрипции – записать звучащую речь. Записывание речевого акта при помощи транскрипции называют транскрибированием.

Транскрипционные правила

Как правило, транскрипция производится с учётом определённых принципов:

  1. Выполненная транскрипция записывается в квадратных скобках.
  2. В процессе транскрипции избегают написания заглавных букв, точек, запятых и прочих знаков, присутствующих в письменном тексте.
  3. Вместо знаков препинания паузы, в зависимости от длины, обозначаются следующим образом: / – краткая пауза, // – более длинная остановка (обычно совпадает с точкой и окончанием предложения).
  4. В многосложных словах (включающих 2 и более слогов) указывается акцент (ударение): [cугро́п].
  5. Иногда служебные слова примыкают к лексически значимым и объединены с ними одним ударением. В данном случае транскрибирование зачастую производится слитным образом: в сад – [фсат].

Транскрибирование согласных

  1. Мягкие согласные маркируются с помощью небольшой чёрточки сверху, называемой апострофом: небо – [н’эбо].
  2. Согласные буквы не всегда соответствуют звукам. В транскрипцию не вносятся буквы «щ» и «й»: щедрость – [ш’ːэ́дръс’т’], йод – [jо́т].

    Из примера видно, что «щ» всегда заменяется звуком «ш» мягким и длинным («:» обозначает долготу произнесения), а «й» заменяет латинская буква «j», в транскрипции называющаяся йотом (в школьной транскрипции обычно не используется и не заменяется, оставаясь «й»).

    Долгие звуки на письме также могут обозначаться надстрочным значком в форме длинной черты.

  3. Существуют постоянно мягкие и твёрдые согласные. Мягкость всегда приписывается буквам «ч», «щ», «й», а твёрдость – «ж», «ш», «ц».

Важно: 1) Исключение составляют некоторые заимствования, где наблюдается мягкий «ж»: жюри, имена Жюльен, Жюль. 2) Звуки [ч] и [j] обычно не обозначаются апострофом, хотя в ряде учебных пособий может указываться мягкость.

Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не присутствуют при транскрибировании, так как довольно несамостоятельны и в одиночестве не могут быть произнесены. Например: подъезд – [падjэ́ст], ночь – [но́ч].

Транскрибирование гласных

  1. В русском языке имеется 9 гласных букв, однако 6 гласных звуков. «Ё», «ю», «я» в транскрипции обозначаются как 2 звуковые составляющие: ё – [jо], ю – [jу], я – [jа]. Отдельно стоит заметить, что «е» не существует в качестве звука и подменяется [э]. Ясень – [jа́с’эн’], ёлка – [jо́лка], южный – [jу́жныj].

  2. «И» после мягкого разделительного знака приобретает йот: воробьи – вороб[jи].
  3. «У» преимущественно не видоизменяется в звуковой оболочке и всегда соответствует [у]: ухо – [уха], дуть – [дут’], окунуть – [акунут’], буду – [буду].

  4. «И», «ы», «а» могут не соответствовать аналогичной звуковой оболочке, для проведения транскрипции следует в большей степени обращать внимание на произнесение, а не написание.

Углубленное изучение транскрипции

Гласные в условиях углубленного изучения в высшей школе могут значить различные звуковые оттенки, поэтому обозначаются на письме разными значками:

  • «И» с оттенком «э» – иэ. Вместо «е» и «я» произносят иэ, когда они стоят в безударной позиции и после мягких согласных: леса – л[иэ]са, рябина – р[иэ]бина.
  • «Ы» с оттенком «э» – ыэ. После твердых шипящих [ж], [ш], [ц] «е» заменяется на ыэ: желать – ж[ыэ]лать, шептать – ш[ыэ]птать, цена – ц[ыэ]на. Исключается только слово «танцевать».
  • Редуцированный «шва» в безударной позиции – ə. Огромное множество звуком может подвергаться замене на «шва», когда те теряют чёткое звучание в процессе речи.
  • «Ер» – Ъ. Как правило, ставится после твёрдых согласных. Занимает позицию во 2-м (или далее) предударном слоге либо после ударных. Примеры: а (паровоз – п[ъ]ровоз), о (молоко – м[ъ]локо), е (желтизна – ж[ъ]лтизна).
  • «Ерь» – Ь. Обычно стоит после мягких согласных перед ударением, но не в 1-м предударном слоге, а также в позиции после ударения. Буквенное соответствие может быть различным: е (переход – п[ь]реход), я (рядовой – р[ь]довой), а (часовой – ч[ь]совой).
  • Так называемая «крышечка» – Λ. «О» и «а» в 1-м предударном слоге звучит в речи как «Λ»: вода – в[Λ]да, она – [Λ]на.

При определении звука важную роль играет сильная или слабая позиция. В зависимости от места, где стоит буква, выделяется и звук. В сильной позиции звуки сохраняют своё изначальное звучание и зачастую легко определимы, тогда как слабая позиция в большей степени размывает звуковые характеристики.

Источник: https://glav-inform.ru/chto-takoe-transkriptsiya-v-russkom-yazyke-opredelenie-primery/

Порядок транскрибирования текста

Основные правила транскрибирования русского языка

♦ Переписатьтекст, оставляя между словами пробелыв 2-3 раза больше, чем обычно, и пробелмежду строчками в одну строку.

♦ Впробелах между строчками, предназначеннымидля транскрипции, поставить знак «границатекста»: […].

♦ Прочитатьтекст и на строках для транскрипциирасставить на конце фраз знак«продолжительная пауза»: ||.

♦ Прочитатькаждую фразу и на строках для транскрипциирасставитьвнутри фраз на конце тактов знаки«непродолжительная пауза»: |

.

♦ Встихотворных текстах на границе строфы,не совпадающей с границей такта, ставитсязнак «короткая пауза»: ].

♦ Прочитатькаждый такт, следуя за реально произносимымиударными слогами, и в графической записирасставить над буквами, обозначающимиударные гласные звуки, ударения:'

♦ Вграфической записи безударные словаприсоединить к ударным с помощью знака«присоединительная скобка», например:в ̮ небе, за ̮ морем, там ̮ же.

  • Над графической записью поставить знак j, обозначающий звук [j] специальными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

Запомни!Этобывает в трех случаях:

  1. Е, Ё, Ю, Я в абсолютном начале слова: ель [jэл ’], ёж j°oш], юг [jук], яд [jam];

  2. Е, Ё, Ю, Я после гласных букв: боец [боjэц], моё [моj°о], строю [cmp°оj°y], маяк [моjак];

  3. Е, Ё, Ю, Я, И после разделительных

ЬиЪ:

съел[cjэл],подъём [п αdj°ом],вьюга [в j°угъ],свинья [св уинjа[,соловьи[сълαвjи].

  • Римскими цифрами обозначить позиции безударных слогов по отношению к ударным.
  1. позиция — а) первый предударный слог (вода)',

б) абсолютное начало слова (апельсин)',

в) гласные, не разделенные согласными(поэтесса).

  1. позиция — остальные безударные слоги.

I II II II I II

Например:обороноспособность.

  • Выполнить транскрипцию в соответствии со следующей таблицей знаков для обозначения гласных звуков.

Обозначение в транскрипции гласных фонем в разных фонетических позициях

сильнаяпозицияI позицияII позиция
!подабс.послепослепослепосле
'ударением!началотвердогомягкоготвердогомягкого
слова
аааиэЪЬ
0ааиэЪЬ
эыэыэиэЪЬ
иИИИ
ыыЫ
УУУУУУ

Образецфонетической транскрипции:

Горитвосток зарёю новой.

[гар’йтвαст°дк зαр,0oj°yн°овъи\\

Ужна равнине по холмам

ушHърαвн’йн ’ь пъ ̮хαлмам

Грохочутпушки. Дым багровый

грхочуут п°ушк’ц||дьшбαгр°овыи\

Кругамивсходит к небесам

кругам’и,фсх°од’ип к ̮ н’ь6’иcaм\

Навстречуутренним лучам,

нафстр’эч’°%у утр’ьн ’им л°уч’ам\\]

Задания для самостоятельной работы

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Вперёд!Без страха и сомненья

Наподвиг доблестный, друзья!

Зарюсвятого искупленья

Ужв небесах завидел я!

Смелей!Дадим друг другу руки

Ивместе двинемся вперёд,

Ипусть под знаменем науки

Союзнаш крепнет и растет(А.Н.Плещеев).

  1. Затранскрибируйте приведённые ниже слова. Укажите, какие фонетические процессы (законы) в области гласных здесь наблюдаются.

Старичок,жасмин, полевой, шалаш, оперативный,чернота, осенний, целиком, шерстяной,водяной, чеснок, жернова, еловый, пятаки.

  1. Чем отличаются ударные гласные в приводимых парах слов? Какая фонетическая закономерность здесь наблюдается?

Рад- ряд, гроза — грозя, шута — шутя, соло -сёла, вол — вёл, сад — сядь,лот- лёт, мат — мать, нос — нёс, мол — мёл, тук- тюк, колу — колю, лук-люк.

  1. Какие фонетические законы (явления) наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Надтрибуной, вселиться, сгореть, с Шурой,с бантиком, вскользь, с братом, к жене,низко, без шапки, в коробку, с досады,легче, изжить.

  1. Затранскрибируйте отрывок. Отметьте случаи оглушения (редукции и ассимиляции по глухости) звонких согласных.

Вругслышит прямо над собой

Старухи голос гробовой:

Встань,молодец: всё тихо в поле;

Тыникого не встретишь боле;

Япривела тебе коня;

Вставай,послушайся меня».

Смущённыйвитязь поневоле

Ползкомоставил грязный ров;

Окрестностьробко озирая,

Вздохнули молвил, оживая:

Ну,слава богу, я здоров!»(А. Пушкин).

6.Затранскрибируйте данные предложения.Отметьте случаи озвончения (ассимиляциипо звонкости) глухих согласных.

а) Сжатыегубы Тимоши не шевелились, сдвинутыеброви не расходились(И.Тургенев)

б)Волчата, все трое, крепко спали, сбившисьв кучу.

в)В саду служанки, на грядах, сбирали ягодув кустах

(АПушкин).

г)Я, видя, чтоон еще млад и неразумен, отдал его подначало отцу Пимену(А.Пушкин).

д)Мнекажется, что все это отговорки для тоготолько, чтоб ему жить здесь одному(Л.Толстой).

7.Затранскрибируйте предложения.Подчеркните все случаи и изменсниязубных в переднеязычные. Как называетсяэто позиционное изменение согласных?

а)Междуними величаво простерлась широкогрудаярека; бесшумно торжественно и неторопливотекут её воды…

б)Игнатрано утром уезжал на биржу, иногда неявлялся вплоть до вечера, вечером онездил в думу, в гости или еще куда-нибудь.

в) Посредине реки сшибаются волны двухсудов, бьются бортаих,и суда покачиваются.

г) Непреклоннои безжалостно было его лицо(М.Горький).

  1. Какой фонетический закон наблюдается при произнесении согласных в словах: гонщик, вагончик, мостик, бороздить, карманчик, винтик?

  2. Какой фонетический закон наблюдается при произнесении слов агентство, счастливый, праздник, невестка, голландский, альпинистский, шотландцы?

  3. Чем отличаются первые согласные звуки в словах сэр — сер, мэр — мера, нэп — нем, кэб — кепка?

  1. Докажите, что в следующих парах наблюдаются традиционные (исторические) чередования согласных звуков. Укажите варианты корней.

Река— речной, лугалужок,смехсмешить,ходить — хожу — восхождение, лететь -лечу,снег — снежный, другдружить- друзья, морозмороженое,холод — хладокомбинат — охлаждение,брызгатьбрызжу,пирогпирожок,ученикученица,рыбак — рыбачить, скука — скучать, носок- носка, лик — личный -лицо, отец — отца -отеческий, сыпать — сыплю, земля — земной,гребу — гребля, уголок — уголка, весло -вёсла, одышка — вздох — дух, круг -окружность, расписаться — роспись, топить- топлю, скука — скучать, лес — леший,любовь — люблю.

  1. На чём строится каламбур в афоризме К.Пруткова?

Приятнополаскать дитя или собаку, но всегонеобходимее полоскать рот.

  1. Укажите чередования звуков в корне. Какие из них являются позиционными, а какие — историческими? Укажите варианты корней.

Трава- травка, нога — ноге, рука — ручной, дневной- денёк, конец — конечный, село — сёла,пилапилят,полоскать — полощу.

  1. Затранскрибируйте отрывок из стихотворения Бориса Рыжего. Отметьте все случаи позиционных чередований звуков (гласных и согласных). Укажите исторические •и ридования в корнях слов.

Воти кончилось лето- кактихо оно шелестело

напрощанье листвой. Потому и стою оробело

вголом сквере моём, на засыпанной снегомдорожке,

поколено в любви и тоске. Подожди хотьнемножко,

хоть,немного,прошу. Я ещё не успел оглядеться

иприжаться щекой. Потому и хватаюсь засердце,

чтоне видел цветов твоих синих, и жёлтых,и алых —

несрывал их в бою комарином, в руках недержал их.

15.Затранскрибируйте текст, отметьте всеслучаи проявления звука [j]-

Ятебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттогочто лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттогочто я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттогочто я о тебе спою — как никто другой.

Ятебя отвоюю у всех других -у той, одной,

Тыне будешь ничей жених, я — ничьей женой,

Ив последнем споре возьму тебя — замолчи!-

Утого, с которым Иаков стоял в ночи(М. Цветаева).

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте знаки, передающие щелевые согласные. Опишите их артикуляцию.

Память- это волки в поле,

Убегают,бросив взгляд,-

Какпловцы в безумном кроле,

Озираютсяназад!(А. Вознесенский).

  1. Затранскрибируйте текст. Отметьте все транскрипционные знаки для переднеязычных и заднеязычных согласных.

Ужебыло начало июля, когда князь Андрей,возвращаясь домой, въехал опять в туберёзовую рощу, в которой этот старыйкорявый дуб так странно и памятнопоразил его.

Бубенчики ещё глуше звенелив лесу, чем полтора месяца тому назад,всё было полно, тенисто, и густо; и молодыеели,рассыпанныепо лесу, не нарушали общей красоты и,подделываясь под общий характер, нежнозеленели пушистыми молодыми побегами(Л.Н.Толстой).

  1. Распределите слова по группам в зависимости от фонетических процессов, происходящих с согласными звуками (ассимиляция, редукция, диереза).

Барабанщик,молотьба, сделать, холод, лестный, мороз,стог, гигантский, верность, сказка,сгорает, агентство, честность, шов,косьба, трубопровод, безвестный, пусть,вперед, кавказский, сверстники, впустую,князь, сбросить, вести, ненастные, грусть.

  1. Укажите звуковое значение буквы «з» в словах:

Золото,груздь, зелень, изморозь, без мужа, безжены, без зятя, без шурина, без сестры,без соли.

  1. Укажите звуковое значение буквы «я» в словах:

Пять,пятак, якорь, семья, объявление, заявка,моя, трясина, янтарь.

  1. В каждой строке подчеркните слова, в которых происходит:

а)оглушение (редукция) согласного звука;

б) ассимиляцияпо глухости согласного звука:

  1. лук, луг, картофель, капуста, огород, подсолнух, грядка;

  2. вкусный, суп, книга, котлета, соус, кетчуп, майонез;

  3. вперёд, вниз, вверх, назад, вместе, быстро;

  4. взгляд, голос, смех, волос, глаз, ножка, пятка.

  1. Затранскрибируйте пословицы. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Грамотеучиться — всегда пригодится.

Безтруда не вытащишь и рыбку из пруда.

Землюкрасит солнце, а человекатруд.

Ученьев счастье украшает, а при несчастьеутешает.

Источник: https://studfile.net/preview/3537512/page:10/

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Опорные слова:Транскрипция, звучащая речь, графическая запись, буква, редуцированный гласный, долгота звука, диакритики, подстрочный знак, надстрочный знак, апостроф, циркумфлекс, акут, гравис, дужка, лингвистический аспект.Вопросы для самопроверки:1.

Какие виды транскрипций выделяют в фонетике?2.Чем вызвана потребность в транскрипции?3.Каковы основные принципы фонетической транскрипции?4.Почему в транскрипции не используются йотированные буквы?5.

Какие дополнительно знаки используются в транскрипции?Тесты: Транскрипция – это… А)* запись звучащей речи Б) буквы русского алфавита В) выявление функций звуков Г) правила произношения В квадратных скобках заключается… А) фонематическая транскрипция Б) *фонетическая транскрипция В) морфофонематическая транскрипция Г) орфографическое письмо Какие буквы русского алфавита не используются в транскрипции?

А) у, ж, е, н, р, ш Б)

Что такое транскрипция в русском языке – определение, примеры

В данном случае транскрибирование зачастую производится слитным образом: в сад – [фсат].

  • Существуют постоянно мягкие и твёрдые согласные. Мягкость всегда приписывается буквам «ч», «щ», «й», а твёрдость – «ж», «ш», «ц».
  • Мягкие согласные маркируются с помощью небольшой чёрточки сверху, называемой апострофом: небо – [н’эбо].
  • Согласные буквы не всегда соответствуют звукам. В транскрипцию не вносятся буквы «щ» и «й»: щедрость – [ш’ːэ́дръс’т’], йод – [jо́т]. Из примера видно, что «щ» всегда заменяется звуком «ш» мягким и длинным («:» обозначает долготу произнесения), а «й» заменяет латинская буква «j», в транскрипции называющаяся йотом (в школьной транскрипции обычно не используется и не заменяется, оставаясь «й»). Долгие звуки на письме также могут обозначаться надстрочным значком в форме длинной черты.

Важно: 1) Исключение составляют некоторые заимствования, где наблюдается мягкий «ж»: жюри, имена Жюльен, Жюль.

Учебник для углубленного изучения современного русского языка разработан с учетом преемственности в системе непрерывного образования и предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач,

Опорные слова и словосочетания:транскрипция; фонетическая транскрипция; правила транскрипции; диакритические знаки; акут, гравис; камора; долгота, мягкость; безударные гласные.3.

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Звуки речи — это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и функциональной (смыслоразличительной) стороны. Акустическая сторона звука воспринимается слухом.

С этой точки зрения звук может высоким и низким, сильным и слабым, высокого тембра и низкого и т.д.

Так, при произношении гласных звуков активную роль играют язык и губы.

Гутина Елена Александровна

К.

Минина, 2013 ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях рейтинговой системы обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов.

В целях ее рациональной организации, большей осмысленности и плодотворности и составлены данные учебно-методические рекомендации. Они адресованы студентам филологического факультета и призваны помочь им в освоении профильной учебной дисциплины «Современный русский литературный язык» (СРЛЯ).

Фонология. Графика. Орфография.

– лабиализованные: суд, соус, дар-думат.

Примеры для транскрипции: парусина пърусинъ водопад въдпат выпал выпъл проводы провъды рисовать рьсват чайник чайнък беловатый бьлватыи пятачок пьтчок месяц месьц рисовка рьсофкъ двухгодичный двуугодичныи пунктир пун ктьр вожжи вожи суд сут думать думат Стр 7 из 17 Соседние файлы в предмете

Источник: http://kupyury.ru/osnovnye-pravila-transkribirovanija-russkogo-jazyka-91042/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.