Уличные сцены в романе достоевского главное
Петербург Достоевского. Описание Петербурга Достоевским. Петербург в произведениях Достоевского
Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.
Петра творенье
По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы.
Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.
Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом.
Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей.
Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее.
Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.
Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей.
Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную.
Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.
Город-соучастник
Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?
Городские пейзажи
Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова.
В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза.
Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.
Великолепная панорама
Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности.
И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма.
Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».
«Пьяный» Петербург
Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет.
Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.
А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.
Город-судья
В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова.
Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности – вечности «на аршине пространства».
И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.
Гроза
В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим.
Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду.
Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.
Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством.
На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали.
Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.
Уличные сцены
В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой.
Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние.
Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.
В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков.
Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.
Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности».
И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!
Город-губитель
Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.
На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре.
На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.
Дома и интерьеры
В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.
В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.
Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.
Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.
В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом».
Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.
Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом.
И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами.
Распахнутые окна трактира, впрочем, — это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.
В заключение
Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича.
Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.
В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.
Источник: https://FB.ru/article/138205/peterburg-dostoevskogo-opisanie-peterburga-dostoevskim-peterburg-v-proizvedeniyah-dostoevskogo
Уличные сцены в романе достоевского главное
Русский язык. Классному руководителю. Образ Петербурга в романе. Развитие традиций А. Пушкина, Н.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!
- Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни
- Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- 10 класс Урок №19 Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
- Сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и
- Петербург Ф. М. Достоевского
- Урок. Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского (Преступление и наказание)
- «»Образ желтого Петербурга» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
- Тема урока: «Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: петербург достоевского
Русский язык. На уроке рассматривается образ Петербурга как не обыкновенного города, а как действующего лица романа. Используются приёмы сопоставления, обращение к другим видам искусства.
Урок помогает выяснить, какую роль сыграл этот город в судьбах героев романа. Какой же он, Петербург Достоевского?
Как он влияет на людей, которые в нём живут. Работа с текстом выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный анализ эпизодов. Достоевский Ф. Преступление и наказание: Роман. Фильм Д.
Светозарова по роману Ф. Иллюстрации русских художников Д. Шмаринова, И. Фронтальный опрос выявление восприятия романа Ф. Что нового открыл он вам? Сравните с произведениями писателей, уже изученных вами.Достоевского Н. Согласны ли вы с таким утверждением? И все это происходит в Петербурге — одним из главных героев романа. Цель нашего урока — это рассмотреть образ Петербурга в романе как необычного города, как действующего лица романа, используя прием сопоставления, обращаясь к другим видам искусства; выяснить, какую роль он сыграл в судьбах героев романа.
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, какой он, Петербург Достоевского, и как он влияет на людей, которые в нём живут.
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока. Гроссман в эти строки, мы и попытаемся выяснить на сегодняшнем уроке. Что для вас значит Петербург? Петербург — город дворцов и музеев, город площадей и фонтанов, горд белых ночей и разводных мостов! Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Некоторые произведения вам знакомы.
Попробуем вспомнить имена авторов, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки. Учащиеся выразительно читают цитаты, называют имя автора текста и название произведения слайд Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье Береговой её гранит… А.
Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.
Мы пройдемся по улочкам, дворам, заглянем в жилища героев романа. Найдите описание Петербурга, его улиц, в котором происходит действие. С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.
Какие чувства он вызвал у главного героя? На город, где произойдет действие.
Режиссер сумел передать давящую атмосферу тесных комнат и мрачных улиц Петербурга, которые могут вызывать у человека депрессию и подталкивают к совершению преступлений против себя и против других людей.
Зрители видят город глазами главного героя Родиона Раскольникова. Героя окружает физическая и нравственная нечистота и эстетическое безобразие, которые давят и гнетут, создают атмосферу безысходности.
Он утрачивает чувство стыда; не стыдился своих лохмотьев; злобное презрение…. Преподаватель: Герой озлоблен на всю эту пеструю толпу, смотрит на людей с отвращением, отстраненно.Найдите театральную лексику уличная публика, зрелище, петь, плясать, хлопать в такт, нарядить в костюм. Чем является Петербург в связи с использованием в этом эпизоде театральной лексики? Огромным театром с его страшными декорациями, на сцене его разыгрываются трагедии.
Кто из всех участников этой сцены заставляет более всего содрогнуться сердце читателя от сочувствия и скорби?
Дети, которые, взявшись за ручки, перепуганные, убегают. Какова роль Петербурга в этой сцене? Петербург превращается в свидетеля человеческой трагедии…. На 4-ой строке размещается целая фраза — афоризм, при помощи которого нужно выразить свое отношение к теме крылатое выражение, пословица, цитата.
Пятая строка включает слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме. Умирают подобно Мармеладову, сходят с ума как Катерина Ивановна, совершают преступления как Раскольников. Вывод : С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.
Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Это город резких контрастов, город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город-убийца, город-призрак, город-тупик. Безумный город порождает безумные идеи и людей — преступников.
Посмотрите на рисунки известных художников к роману. Эти черно — белые иллюстрации дополнят ваше представление об интерьерах Петербурга демонстрация иллюстраций Приложение 2. Но все же в романе есть эпизод, в котором мы видим совсем другой Петербург. С этим эпизодом будет связано ваше домашнее задание. Перечитать ч.
Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Петербург Достоевского. Художник И. Биология 5 класс.
Электронная тетрадь по математике Электронная тетрадь по русскому языку Электронная тетрадь по биологии 6 класс Мультиурок дарит курсы по рублей учителям! Как удобно передать адрес своего сайта коллегам и ученикам.
Получите доступ к онлайн-тетради, добавив 10 своих разработок с 15 по 30 ноября. Активизация основных видов деятельности учащихся на уроках русского Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по Смотреть все курсы.
Cайты учителей Все блоги Все файлы Все тесты. Приглашаем Вас на распродажу видеоуроков в честь летних каникул! Была в сети Россия, Зарайск. Рассказать о сайте. Категория: Литература.Развивающие: совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения, учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение; обогатить словарный запас учеников.
Воспитательные: формировать чуткое, уважительное отношение к людям; формировать нравственные критерии оценки людей и их поступков. Тип урока: комбинированное учебное занятие, урок — путешествие. Методы обучения: словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа учащихся; ИКТ.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Приёмы работы: Аналитическая беседа. Составление опорного конспекта. Компьютерная презентация. Проектор, презентация. Ход урока 1. Организационный момент. Готовность группы к уроку. Настроенность на занятие. Вводно-мотивационный этап. Проверка домашнего задания.
Категория: Литература. Похожие презентации:. Федор Михайлович Достоевский.
For complaints, use another form. Загрузить документ Создать карточки. Документы Последнее. Карточки Последнее. Сохраненные карточки.
Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Русский язык. На уроке рассматривается образ Петербурга как не обыкновенного города, а как действующего лица романа. Используются приёмы сопоставления, обращение к другим видам искусства. Урок помогает выяснить, какую роль сыграл этот город в судьбах героев романа. Какой же он, Петербург Достоевского? Как он влияет на людей, которые в нём живут.
10 класс Урок №19 Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Краткое изложение Читается примерно за 9 минут. Сочинения сочинения. Главные герои И их характеристика. Статьи критиков.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фотофильм «Страсти и гордыня» сцены по роману вского «Игрок»
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города.
При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи Петербург Достоевского производит довольно мрачное, угнетающее впечатление. В романе вы не встретите описаний светского города с его блестящими балами, пышными приемами.
На Петербург мы смотрим глазами голодного бедняка, бедного студента Родиона Романовича Раскольникова. Где-то в переулке у Сенной площади щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная, полубезумная вдова на улице истекает кровью. Эти уличные сцены дополняются и другими, мимолетными, но не менее ужасными эпизодами.Это и сцена с девочкой на бульваре, и сцена с утопленницей, и удар кнутом, и многое другое.
Сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и
.
.
Пушкинское «Город пышный, город бедный», гоголевский Невский проспект, колорит повестей и романов Достоевского, некрасовские уличные сцены.
.
Тема урока: «Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
.
.
.
Источник: https://www.teacherledplus.com/zemelnoe-pravo/ulichnie-stseni-v-romane-dostoevskogo-glavnoe.php
Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты
Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.
Инфо Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине
Урок.“.Отставшие, жёлтого цвета обои.” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова “.неуклюжая большая софа.”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья.
Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского (Преступление и наказание)
Учащиеся должны уметь: — правильно отвечать на поставленные вопросы; — выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста; — обобщать и систематизировать учебный материал; — выделять главное в тексте.
Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.
Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм. Мы сегодня вместе с
Вопрос 2Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Здесь больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения. Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет.
Он является символом духоты, какой-то ненормальности.
Жёлтого цвета и обои, мебель в комнате старухи-процентщицы, и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и каморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Пейзаж Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота – всё это присутствует в городе.
Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка,
Петербург Достоевского.Описание Петербурга Достоевским. Петербург в произведениях Достоевского
Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»).
Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей. Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику.
Петербург в является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.Это
Уличные сцены в романе преступление и наказание
Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.
Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей. Ему плевать, что онём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочнымиэпитетами: «глубочайшее омерзение», «злобное презрение»4.
Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние) • На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевскийсобор.
Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит ипугает Раскольникова.
Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Исследование работы по символике света в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». Раскрытие психологического анализа внутреннего мира героев через призму символики света.курсовая работа [62,5 K], добавлен 13.09.2009 Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров.
Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. «Двойники» героя и его «идеи» в романе «Преступление и наказание».
Источник: https://rus2ndfl.ru/ulichnye-sceny-v-romane-dostoevskogo-glavnoe-29153/
Уличные сцены в романе достоевского главное новости
2.
Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.
Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.
Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях.Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.
Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.
Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам
Действительность , которая окружает его в этомместе, все люди здесь могут оставить только отвратительныевпечатления («..
аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетойкак барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и всоломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было староеи истасканное»).
• В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность(«большая группа женщин толпилась у входа, иныесидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,своем бедственном положении и рады поглазеть напроисходящее.
• На улицах многолюдно, но тем острее воспринимаетсяодиночество героя.
Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.
III. Основное содержание урока.
Учитель: Что означает имя Пётр?
Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интересную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города.
Имя Петр означает камень, поэтому Петербург — это каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города.
Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей.
Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.
Сцены уличной жизни
Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление. Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни.
Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника.
И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем».
Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи.
Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной.
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу.
Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.Учитель: — Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.
Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями.
Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом».
Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.
Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной.
На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.
Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный.
В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».
Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина».
Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее.
Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.
Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей.
Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и
Ему плевать, что онём подумают.
Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.
Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия.
One more step
Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».
Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит летом и погода стоит жаркая.
Источник: https://sdaypdd.ru/ulichnye-stseny-v-romane-dostoevskogo-glavnoe