Зарплата начальника не должна превышать

Содержание

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы

Зарплата начальника не должна превышать

/ Гражданство / Соотношение заработной платы руководителя и работников бюджетной сферы

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру С 1 января 2019 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования.

В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583).

Зарплата руководящего состава по новому

Важное 20 марта 2019 г.

В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

С 1 января 2019 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях.

В статье расскажем,

Соотношение заработной платы руководителя и работников бюджетной сферы

С 1 января 2019 года будут применяться предельные уровни соотношения среднемесячных зарплат руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС.

Такой предельный уровень в обязательном порядке должны будут определять государственные и местные органы, а также организации, которые осуществляют функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений и предприятий (Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

№ 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации «).

Что важно, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения зарплат данным законом предусмотрена ответственность.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» изложена в новой редакции ст.

1 ст. 132 ТК РФ). К числу таких исключений относится, в частности, заработная плата руководителей организаций государственного сектора.

В государственных и муниципальных организациях установлена обязанность работодателя определять предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (ч.

2 ст. 145 ТК РФ). Эта

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Новый порядок оплаты труда утвердили еще прошлым летом – чиновники внесли правки в Трудового кодекса РФ (). И только в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка.

Максимально допустимый разрыв между зарплатами руководящего состава и сотрудников – в Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения.

Результат не должен превысить соотношение 1 : 8.

Конкретную кратность в зарплатах руководящего и рядового персонала федеральных учреждений установит подзаконными актами федеральное правительство, а региональные власти и муниципалитеты сделают это для учреждений своего уровня бюджета.

Заработная плата руководящего состава учреждений спорта

Важное 17 мая 2019 г.

Однако если зарплата обычного работника законодательно максимально не ограничена, то оплата труда руководителей, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы.

Об этом мы поговорим в статье. В соответствии с ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ назначение на должность руководителя учреждения относится к компетенции его учредителя.

Именно учредитель заключает с руководителем , в котором оговариваются условия оплаты его труда. Типовая форма трудового договора с руководителем утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Зарплата руководящего состава по-новому

Источник: https://aurum-exp.ru/sootnoshenie-zarabotnoj-platy-rukovoditelja-i-rabotnikov-bjudzhetnoj-sfery-17263/

Государственное регулирование соотношения зарплат руководителей и работников бюджетных учреждений

Иногда законодательство ограничивает величину оплаты труда начальников государственных организаций и учреждений. Это делается не столько из соображений экономии, скорее, таким способом стимулируется общий рост зарплаты в коллективе. Статья более подробно рассказывает, для кого действуют данные правила, и каков механизм их применения.

В одной из статей Трудового Кодекса РФ (ст. 132) упомянуты причины, влияющие на величину оплаты труда:

  • квалификация выполняющего её специалиста;
  • сложность работы;
  • то, насколько много усилий затрачено на её выполнение;
  • качество, с каким была проделана работа.

При этом в тексте статьи подчёркнуто, что верхнее порог суммы, какую возможно получать, не ограничивается, кроме ситуаций, указанных в Кодексе.

Вопросы того, как должен регулироваться предельный размер выплат, на которые имеют право руководители, рассмотрены в статье 145 Трудового Кодекса РФ.

На основании нормативного акта «О внесении изменений в ТК РФ» (№ 347-ФЗ от 3 июля 2016 года) текст изложен по-новому.

В ней указан порядок того, как устанавливаются ограничения на пропорциональность заплат начальников некоторых организаций и средней величины оплаты труда остальной части коллектива.

Кто должен соблюдать правила в отношении предельного уровня и соотношения зарплат?

Это относится к руководству тех юридических лиц, которые являются госучреждениями, а также к их заместителям и работающим в этих организациях главным бухгалтерам.

Перечень должностей и организаций

Обязанности следить за уровнем зарплат предусмотрены для следующих категорий лиц:

  • начальников различных внебюджетных фондов России;
  • тех, кто руководит фондами, занимающимися медстрахованием;
  • начальников госучреждений;
  • начальников унитарных государственных или муниципальных предприятий.

При создании госорганизаций могут быть установлены нормы, определяющее пропорцию зарплаты начальника и средней величины заработной платы всего остального коллектива. Однако существуют для данной цели предельно допустимые величины, определяемые соответствующими нормативными актами:

  1. Ограничения, относящиеся к начальникам и руководству упомянутых организаций федерального уровня, устанавливаются в документах, принимаемых Правительством страны.
  2. Когда рассматриваются такие же должности, но они относятся к уровню субъектов Российской Федерации, то в этом случае лимиты определяются нормативными актами соответствующих регионов.
  3. Когда речь идёт о работающих в муниципальных учреждениях или унитарных предприятиях, то максимальная величина соотношения определяется на основании нормативных документов, принятых местными органами власти.

В каких случаях от этого правила можно отказаться?

В некоторых случаях руководящий состав назначать оклад без необходимости проверять соотношение сумм выплат. Такие предприятия, учреждения, для которых это возможно, устанавливаются в нормативных актах органов власти соответствующего уровня.

Например, это относится к тем, кто упомянут в перечне, включённом в Распоряжение от Правительства России № 2627-р от 30 декабря 2012 года. В этом списке есть большое число различных государственных предприятий и учреждений. В частности в него входят:

  1. Государственная корпорация «Роскосмос».
  2. Министерство юстиции РФ.
  3. Федеральная налоговая служба.
  4. Ряд государственных образовательных учреждений высшего образования.
  5. Различные государственные учреждения культуры (МХАТ им. Чехова, Академический театр драмы им. Пушкина и другие).
  6. Другие государственные предприятия и учреждения.

В данное распоряжение Правительства вносятся изменения и дополнения, последнее из которых это было 22 сентября 2019 года — Распоряжение № 2015-р.

Порядок расчета

При расчёте средней величины выплат рассматриваемого соотношения должны учитываться все источники финансирования деятельности федеральных и муниципальных учреждений.

Определение средней зарплаты рядового состава

Для того чтобы произвести такой расчёт, учитывается зарплата всех сотрудников за исключением директора, его заместителей и главного бухгалтера.

Данный расчёт выполняется на основании Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Правительства РФ» (№ 1339 от 10 декабря 2016 года). Указанным документом были внесены изменения в инструкцию по расчёту средней заработной платы.

Источник: http://lksmrf.ru/sootnoshenie-zarplaty-rukovoditelya-i-rabotnikov-byudzhetnoy-sfery/

Предельный уровень зарплат для руководителей и главбухов в 2017 году

Зарплата начальника не должна превышать

Новый порядок оплаты труда утвердили еще прошлым летом – чиновники внесли правки в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). И только в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка.

Документ

Максимально допустимый разрыв между зарплатами руководящего состава и сотрудников – в постановлении Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1 : 8.

Конкретную кратность в зарплатах руководящего и рядового персонала федеральных учреждений установит подзаконными актами федеральное правительство, а региональные власти и муниципалитеты сделают это для учреждений своего уровня бюджета. Конечно, в границах, указанных Правительством РФ (1 : 8).

Но учредитель может уменьшить кратность, например до пяти (1 : 5). Таким образом, в госучреждениях установили справедливую разницу в доходах высшего состава и рядовых работников.

Как сделать расчет

В среднемесячной зарплате учитывают:

  • начисленную зарплату за отработанное время (в том числе стимулирующие выплаты по итогам работы), выплаты, которые установлены районными нормативно-правовыми актами;
  • выплаты, которые вы начислили из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

При этом в нее не включают выплаты:

  • социального характера;
  • иные, которые не относятся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Если руководитель, его заместители или главбух совмещают должности, при расчете среднемесячного заработка по руководящему составу фактически начисленную зарплату учитывают в целом: и по основной работе, и по совмещаемой должности. Когда они работают по совместительству, при расчетах берут только фактически начисленную зарплату по должностям: руководитель, заместитель или главбух.

Приведем формулы для расчета среднемесячной зарплаты.

Чтобы определить соотношение, среднемесячную заработную плату руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делят на среднемесячную заработную плату работников учреждения. После этого сравнивают результат с уровнем кратности зарплат, который утвердил учредитель.

Приведем пример расчета.

Пример 1. Департамент образования установил уровень кратности зарплат руководящего и рядового персонала в соотношении 1 : 5. По итогам 2016 года у колледжа такие показатели:

  • фактически начисленная зарплата работников списочного состава, которую бухгалтер включит в расчет среднемесячной заработной платы, – 35 000 000 руб.;
  • среднесписочная численность работников – 90 человек;
  • фактически начисленная зарплата руководителя – 1 300 000 руб.;
  • фактически начисленная зарплата заместителя руководителя – 900 000 руб.;
  • фактически начисленная зарплата главбуха – 850 000 руб.

Руководитель, его зам и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 год (12 месяцев).

Алгоритм действий бухгалтера по учету заработной платы следующий.

  1. Бухгалтер рассчитал среднемесячную зарплату работников. Для этого он определил:
  • фактически начисленную зарплату работников учреждения (без зарплат руководителя, зама и главбуха) по итогам года. Она составила 31 950 000 руб. (35 000 000 – 1 300 000 – 900 000 – 850 000);
  • среднемесячную заработную плату работников – 30 603,45 руб. (31 950 000 руб. : 87 чел. : 12 мес.).
  1. Затем посчитал среднемесячные зарплаты высшего состава:
  • у руководителя – 108 333,33 руб. (1 300 000 руб. : 12 мес.);
  • у заместителя руководителя – 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.);
  • у главного бухгалтера – 70 833,33 руб. (850 000 руб. : 12 мес.).
  1. Далее определил уровень кратности заработных плат:
  • у руководителя – 3,5 (108 333,33 руб. : 30 603,45 руб.);
  • у заместителя руководителя – 2,45 (75 000 руб. : 30 603,45 руб.);
  • у главного бухгалтера – 2,3 (70 833,33 руб. : 30 603,45 руб.).
  1. Бухгалтер сравнил полученный результат с уровнем кратности, установленным учредителем, и пришел к заключению, что зарплаты руководящего состава находятся в соответствующих пределах.

Если руководитель, заместитель или главбух отработал неполный календарный год, средний заработок считайте исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Рассмотрим эту ситуацию на примере.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что главный бухгалтер отработал в колледже 10 месяцев

Фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера за период работы – 750 000 руб.

Бухгалтер по учету заработной платы сделал расчет так.

  1. Определил среднемесячную заработную плату главбуха.
    Она составила 75 000 руб. (750 000 руб. : 10 мес.).
  2. Рассчитал уровень кратности заработной платы главного бухгалтера:
    75 000 руб. : 30 603,45 руб. = 2,45.
  3. Сравнил полученный уровень кратности с уровнем кратности, утвержденным учредителем. Вывод: заработная плата главбуха установлена в соответствующих пределах.

Для ряда учреждений сделают исключение. Зарплата руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений может превысить пределы. Такие учреждения включат в перечни, которые будут утверждены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Чьи зарплаты надо обнародовать

Все сведения о зарплатах руководящего звена нужно опубликовать на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления. Порядок установит Правительство РФ, региональные власти и органы местного самоуправления (ст. 349.5 Трудового кодекса РФ). По решению учредителей информацию можно разместить на сайте самого учреждения.

На федеральном уровне разработан проект постановления Правительства РФ. Согласно ему, данные о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала 2017 года. Информацию нужно разместить в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна быть на главной странице официального сайта учредителя.

В сведениях надо указать:

  • полное наименование федерального учреждения;
  • должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество.

Какую ответственность несет руководитель

Превышение предельных значений повлечет последствия для руководителя учреждения. В статье 278 Трудового кодекса РФ появились новые основания для расторжения с ним трудового договора:

  • за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

На заметку

Запрещено раскрывать сведения, которые позволяют определить место жительства, почтовый адрес, телефон и другие контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, которые отнесены к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер

Если учредитель не установил предельное соотношение, ориентируйтесь на федеральное значение

Источник: https://school9tihvin.eduface.ru/finance/budget/post/166562

Среднемесячная заработная плата руководителей бюджетных учреждений и их работников: предельный уровень соотношения, порядок расчета

Зарплата начальника не должна превышать

Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

Правовые нормы

Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

  1. Директоров учреждения.
  2. Председателей фондов.
  3. Их заместителей.
  4. Главных бухгалтеров.
  5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

До 2017 года также действовало правило о соотношении между доходами руководства бюджетных учреждений и сотрудников, но оно применялось не ко всем учреждениям.

Согласно действующему тогда Постановлению Правительства №583 от 2008 года, соотношения зарплат руководителей в кратности от 1 до 8 должны были соблюдаться только казенными и бюджетными учреждениями федерального уровня.

На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись.

Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

  1. В государственных и муниципальных учреждениях.
  2. В унитарных предприятиях.
  3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
  4. В территориальных фондах ОМС.

На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

  1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
  2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8.

Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2016 года №1259.

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений.

Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Ответственность за несоблюдение соотношения

Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

В ФЗ-347 от 2016 года предусмотрена ответственность руководства бюджетных организаций за несоблюдение предельного соотношения. Это является основанием для расторжения трудового договора с руководством бюджетной организации.

К учредителю организации могут применяться следующие меры, предусмотренные ст. 192 ТК: предупреждение о неполном соответствии, замечание, выговор и увольнение.

Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/trudovoe/oplata/budzetnye-ucrezdenia.html

Несправедливая зарплата руководителей: вся правда про ограничение доходов начальства

Зарплата начальника не должна превышать

Доходное неравенство в России, как мы знаем, имеет колоссальные масштабы. Самые яркие его проявления, как ни странно, наблюдаются на государственных предприятиях, где топовые позиции обладают зарплатой, многократно превышающей уровень жалования среднестатистического рабочего или, например, инженера.

Но, с такой несправедливостью, похоже, покончено. С начала 2017 года в законную силу вступили поправки в трудовое законодательство, и теперь начальство, как и вся приближенная к нему «верхушка», не сможет устанавливать себе зарплаты, существенно превышающие средние оклады подчиненных.

По крайней мере, так нам объясняют суть поправок их инициаторы.

Суть в том, что жалование руководящего состава предприятия теперь будет кратно привязано к средней зарплате сотрудников. В какой пропорции – вопрос второй, и судя по всему, самый главный.

Теперь предельный оклад начальства может превышать зарплату сотрудников лишь в 8 раз, но эта кратность может быть ограничена.

Норма будет касаться всех федеральных, региональных и муниципальных предприятий, госучреждений, бюджетных организаций и всех других, кроме госкомпаний, обладающих естественной монополией – РЖД, «Газпром» и т.д. Карьерист.ру разобрался, поможет ли это восстановить зарплатную справедливость?

Нововведения

Вступившие в силу с начала года поправки требуют установления кратности между зарплатами начальников, замов и главных бухгалтеров с зарплатами рядовых сотрудников.

Максимально допустимая кратность в зарплатах (1 к 8) существовала и до этого, но распространялась лишь на госкомпании и учреждения федерального уровня.

Зарплата должна включать в себя не только оклад топ-менеджера, а всю получаемую им зарплату, учитывая компенсационные, стимулирующие и прочие выплаты.

Но даже в таком случае формула, узаконившая восьмикратную разницу в зарплатах, совсем не представляется справедливой. В той же Америке или Европе, зарплатная «вилка» между подчиненными и начальством редко превышает пропорцию 1 к 3. Почему отечественные чиновники допускают такую большую пропорцию – остается загадкой.

Но для инициаторов поправок нашлось оправдание. Мол, 1 к 8 – неокончательная пропорция.

Региональные и муниципальные органы исполнительной власти наделены правом ограничения такой кратности в пределах региона и муниципалитета, а органы, выступающие учредителями государственных и местных учреждений, предприятий, внебюджетных и территориальных фондов – в пределах, установленных в регионе.

Например, если власти субъекта федерации определили кратность 1 к 6, то учредитель, определяя зарплату руководства, может понизить ее до 1 к 4. В теории возможно даже 1 к 1 – нижней границы кратности зарплат законодательство не определяет. Но пойдет ли кто-то на такие шаги, вопрос риторический.

Вместе с этим федеральный, региональный и муниципальный центры могут самостоятельно определять списки «исключительных» организаций, на которые нововведения распространяться не будут.

Конкретных критериев исключительности законодательство не предусматривает – власть определяет их на собственное усмотрение. Понятно, что это будут единицы, но возможность все же присутствует.

Например, кабмин уже постановил внести в число таковых Эрмитаж, Московский Кремль, КНИТУ, ННИГУ, некоторые московские театры и ряд других учреждений науки и культуры.

Из действительно справедливого: учредителей обяжут размещать информацию о зарплате руководства предприятий на порталах ведомств или самих предприятий. Многие уже высказали негативную оценку относительно этого, якобы публичное распространение такой информации может привести к негативным последствиям для самого декларанта.

Но, имеем то что имеем. В качестве санкции за нарушение требования по кратности зарплат установлена возможность расторгнуть с руководителем учреждения трудовой договор.

Однако нужно учитывать, что размер заработных плат обычно устанавливается самим учредителем, и руководитель учреждения фактически не сможет понести ответственности за это.

Что реально нового?

Еще на этапе рассмотрения законопроекта, Минтруд, выступающий автором документа, высказывал положительные отзывы о нем.

Там уверяли, что он позволит избавиться от неоправданно высоких зарплат у высшего руководства предприятий и организаций, а также сделает их предельно прозрачными – никто не сможет скрыть завышенные зарплаты.

Но, такие оценки вызывают сомнение, если учесть что указанная в законе зарплатная пропорция 1 к 8 была внесена в законодательство еще 9 лет назад! Тогда для этого хватило обычного правительственного постановления, но распространялось оно лишь на органы и предприятия федерального подчинения. Этим же постановлением (№ 583 от 05.08.2008) учредитель организации наделялся правом увеличивать кратность зарплат на предприятии, если кабмин внес его в соответствующий список «исключительных».

При этом еще в 2008 году в правительстве понимали, что «хитрые» руководители могут обойти данное правило благодаря большим премиям и прочим выплатам, и тогда бонусы решили внести в учет зарплаты.

Смогло ли это избавиться от неоправданно высоких зарплат руководства в учреждениях федерального уровня? На протяжении 9 последних лет данное постановление расширялось. Например, в 2012 в список, на который распространялась кратность, были включены государственные учреждения.

В 2015 году к ним добавили унитарные предприятия. Но дало ли это достигнуть желаемого результата? Едва ли.

Теперь же кратность зарплат нормирует уже ТК, а не постановление правительства. Как ни крути, но в новой форме правила ограничения зарплат все-таки расширены.

Увеличен список предприятий и организаций, на которые оно распространяется, произведена децентрализация управления зарплатами, определена ответственность руководства за нарушение, а сам процесс сделан прозрачным благодаря обязанности размещать информацию о зарплатах в сети.

Все остальное же существовало в законодательстве последние 9 лет, и боролось с неоправданно высокой зарплатой не самым успешным образом.

Дубль девятилетней давности

Что ждать от вступивших в силу изменений в ТК? Учитывая то, что их главная концепция попросту дублирует нормы 9-летней давности, в современных российских условиях они едва ли способны на изменения в системе.

Из всех нововведенных норм, самой адекватной выступает положение, расширяющее список организация и учреждений, на которые кратность распространяется.

Но учитывая очевидную необходимость их расширения, возникает вопрос, почему это было сделано лишь сейчас, а не 3-5-7 лет назад? Второе противоречивое положение – это «вертикаль», уполномоченная принимать конкретные пропорции в зарплате.

Какой смысл отдавать право на определение кратности на места, создавая дополнительный зарплатный диссонанс? Внесенная в законодательство модель позволяет установить разную зарплату для руководства идентичных предприятий, расположенных в разных регионах. Да и потом, никто не отменял повсеместного своячества на местах.

Интересно и то, зачем вообще давать возможность на местном уровне определять конкретную кратность, почему нельзя установить ее как «одну для всех», стандартизируя порядок оплаты труда руководства на этих предприятиях? Как «Российской газете» рассказал Александр Сафонов из АТиСО, во многих европейских странах зарплата руководителей бюджетных организаций превышает зарплату рядовых сотрудников максимум на 30%. Почему бы не установить одну для всех предельную кратность, например, 1 к 2? Руководству пришлось бы или смириться, или поднимать работникам зарплату – вопрос адекватности жалования топ-менеджеров отпал бы сам собой. Наличие же такого внушительного разбега в 800% (именно столько может составлять зарплата руководителя, в сравнении со средней зарплатой на предприятии), попросту не оставляет шансов.

Конечно, изменения в ТК могут принести положительный эффект в сравнении с прошлыми годами, но повального снижения зарплатного неравенства ждать не стоит.

В конце концов, большинство предприятий, где оклады ТОПов взывают бурю возмущений – это представители естественных монополий, а на них кратность как раз и не распространяется. Нет сомнений – вопрос зарплатных несоответствий в госкомпаниях требует куда более радикальных решений.

А вступившие в силу нововведения, даже несмотря на их закрепление в ТК – основе трудового законодательства, к таким решениям отнести очень сложно.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/nespravedlivaya-zarplata-rukovoditelej-vsya-pravda-pro-ogranichenie-doxodov-rukovoditelej.html

Подчиненная зарплата: справедливая дифференциация жалования или профанация?

Зарплата начальника не должна превышать

Министерство труда анонсировало законопроект, вносящий существенные изменения в трудовое законодательство и якобы окончательно устанавливающий предельную кратность соотношения зарплат руководителей и подчиненных.

Ни для кого не секрет, что даже «белые» зарплаты топ-менеджеров крупных и средних государственных предприятий и прочей приближенной свиты (замов, руководителей подразделений, главбухов) во много раз (вплоть до 10) выше среднестатистической зарплаты их рядовых подчиненных. В то же время аналогичная «вилка» у американских и европейских коллег куда скромнее – разница в зарплате руководителей и подчиненных редко когда превышает 3-3,5 раза, что более приемлемо. И несмотря на такую несправедливость, и 

даже наличие законодательных ограничений в соотношении зарплат руководителей и работников, доходы директоров организаций постоянно растут, во многом за счет компенсационных и стимулирующих выплат, внушительных премий, «мертвых душ», откатов и т.д.

Однако, в конце февраля, Министерство труда анонсировало законопроект, вносящий существенные изменения в трудовое законодательство и якобы окончательно устанавливающий предельную кратность соотношения зарплат руководителей и подчиненных.

По мнению министра труда и соцзащиты, Максима Топилина, данные изменения могут быть приняты уже на предстоящей весенней сессии Госдумы и в таком случае к середине года уже будут внедрены на местах. Действительно ли новая норма будет работать? Или данный документ – не более чем инфоповод? Карьерист.

ру попробует разобраться в данном вопросе.

Как было изначально?

Еще в 2008 году, постановлением Правительства № 583, были введены новые на тот момент системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов.

Именно этот документ 8! лет назад на законодательном уровне ввел известное сегодня всем соотношение уровня заработной платы руководителей и средней заработной платы подчиненных в пределах 1 к 8.

 В то же время постановление содержало небольшую оговорку, по которой федеральный государственный орган, в ведении которого находится конкретное учреждение или предприятие, может вынести решение об увеличении такого соотношения, если конкретное предприятие входит в перечень, определенный правительством.

По прошествии четырех лет, в сентябре 2012 года, Правительство приняло постановление № 975, согласно которому, предельные показатели соотношения зарплат руководителей и подчиненных, распространялись также и персоналфедеральных государственных учреждений. К началу 2015 года, данный перечень пополнили работникифедеральных государственных унитарных предприятий (данное изменение касалось не только руководителей, но также замов 1-го лица и главных бухгалтеров).

Определение конкретного уровня соотношения зарплат руководителя организации и ее работников возлагалось на государственный орган, выступающий учредителем соответствующего учреждения

Норма о возможности увеличения соотношения выше, чем 1 к 8 в отношении руководителей, входящих в перечень, утвержденный Правительством, сохранялась, как и ранее.

Во избежание несанкционированного повышения зарплаты за счет дополнительных поощрений, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые так часто используются в качестве «бонусов», уже в постановлении 2008 года включались в размер зарплаты, учитываемый при расчете предельной кратности.

Таким образом, большинство анонсируемых в СМИ министром труда и соцзащиты нововведений,  предусмотренных законопроектом № 1012025-6 и наведших множество «шума» в медиа-пространстве, фигурирует в законодательстве и применяется на практике на протяжении последних 8 лет. Что же тогда предлагают власть имущие в новом документе? Возможно, он лишь дублирует положения 2-х старых постановлений?

Что предложили законодателям?

1 марта текущего года, Распоряжением Правительства № 348-р, новый законопроект направлен в Госдуму, где на сегодняшний день он проходит стадию рассмотрения. Как указано в справке Минтруда, его основная цель – создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей, их заместителей и главбухов указанных организаций и учреждений.

Подробный анализ позволяет выявить множество дублирующих норм, содержащихся в вышеуказанных постановлениях Правительства, что было вполне очевидно и ожидаемо. Вместе с тем предусмотрены и некоторые нововведения.

Выделим основные из них:

  • Самым существенным в экспертной среде признана норма, очередной раз расширяющая перечень организаций, в отношении которых будет применяться предельный уровень соотношения средних зарплат.

    К уже названным будут причислены внебюджетные фонды РФтерриториальные фонды обязательного медстрахования, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия.


    Право определять предельную кратность, в пределах соотношения 1 к 8, передается Правительству, государственным органам субъекта федерации и муниципальным властям – в зависимости от того, к чьему ведению относится конкретный орган (они должны будут принять для этого подзаконный нормативный акт).

    А уже в установленных ведомствами пределах, для каждой организации отдельно, конкретную кратность должен будет определять орган-учредитель. Более того, они смогут создавать перечень предприятий, на которые такая кратность будет распространяться. Исходя из этого, некоторые предприятия, вполне могут быть из этого перечня и исключены.

    Однако, по мнению министра труда и соцзащиты, именно такая «вертикаль» должна уменьшить разрыв в окладах руководителей и рядовых работников.

  • Законопроект также предусматривает усиление ответственности руководителей, за несоблюдение установленной учредителями кратности соотношения заплаты.

     Максимальное наказание, которое сулит начальнику за такое нарушение требований закона – это расторжение с ним трудового договора.

  • Обеспечить максимальную прозрачность зарплатообразования руководства госучреждений, призвана норма, обязывающая учредителей вышеуказанных организаций, размещать информацию об зарплате таких категорий работников на своих официальных интернет-ресурсах или непосредственно на ресурсах самих организаций.  Довольно сложно судить о ее эффективности, но, по крайней мере, зарплаты топ-менеджеров госкомпаний и начальников органов государственной власти, станут достоянием общественности. А это позволит определить соответствие их уровня жизни их декларируемым доходам.

В целом с точки зрения Минтруда, да и самого Правительства, данный документ выглядит довольно перспективно – по их мнению, принятие этого законопроекта исключит неоправданную разницу в зарплате и сделает ее максимально прозрачной.

Сухой остаток

При всей позитивности с выводами и мнением представителей Правительства довольно сложно согласиться.

В современных условиях, разработанный Минтрудом документ, который в большинстве своем дублирует нормы, принятые еще в 2008 году, представляется нам «нежизнеспособным» в российских реалиях.

Созданный Правительством законопроект, по мнению Карьерист.ру, не принесет ожидаемого авторами результата. И вот почему.

  • Наиболее толковой и нужной нормой из всех перечисленных, представляется расширение перечня организаций, на которые будут распространяться правила дифференциации зарплат. Но в то же время, не совсем понятно, почему ранее для этого хватало обычного постановления, а сегодня, нужно «протягивать» через Госдуму целый закон, вносящий поправки в ТК? К тому же, актуальность подобного расширения была очевидна, начиная с момента принятия постановления 2008 года. С чем связана задержка в 8 лет – неясно.
  • Не меньше вопросов и претензий вызывает создаваемая документом «вертикаль» ведомств, которые будут определять предельные и конкретные соотношения зарплат. Передавая такие полномочия «на места», авторы документа, вероятно, не учли тотального «кумовства» и «своячества» среди руководства отечественных госструктур.
  • Помимо этого, сомнения вызывает сама возможность определения кратности зарплат «на местах» – это ни что иное, как пути для коррупционных деяний. По мнению Карьерист.ру, наиболее правильной в современных кризисных реалиях, была бы стандартизация соотношений зарплат и установка одной кратности абсолютно для всех государственных предприятий и структур. Это было бы действительно справедливо и исключило излишнюю демократию.
  • Оставляя все же разбег 1 к 8, обязательного пересмотра требует принцип расчета конкретной зарплаты. Поскольку кратность рассчитывается исходя из средней зарплаты работников, в нее, очевидно, входит зарплата и самого начальника, и его замов, и главбуха, что по меньшей мере некорректно. Куда справедливее было бы рассчитывать кратность, например, исходя из оклада 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников.

Таким образом, Карьерист.ру считает, что анонсируемый Правительством законопроект № 1012025-6, в его представленной общественности редакции, с учетом современных условий, попросту теряет какую-либо актуальность.

Конечно, он содержит некоторые полезные нововведения, однако, отечественные реалии не позволят им поспособствовать справедливому распределению уровня заработной платы между руководством и подчиненными.

 Сам факт того, что данный вопрос был поднят в период глубокого кризисабезусловно, заслуживает уважения.Однако российский рынок труда требует более радикальных решений, без лишней бюрократии, иначе подобные инициативы обречены на провал.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

ДУМАЕТЕ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ДОХОДА? ДЛЯ ВАС ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

 ПОДБОРКА БЕСПЛАТНЫХ КУРСОВ ПО НЕДВИЖИМОСТИ И ЗАРАБОТКЕ НА НЕДВИЖИМОСТИ

КЛИКАЙТЕ НА КАРТИНКУ 🙂

Источник: https://s30866075385.mirtesen.ru/blog/43416236400

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.